Google PageRank (PR, ПэйджРанк)

Google PageRankGoogle PageRank (PR) - это численное значение, которое показывает, насколько важна данная страница в интернете. Алгоритм Google считает, что когда одна страница ссылается на другую, она "отдает свой голос" за другую страницу. Значит, чем больше голосов отдано за страницу, тем важнее эта страница должна быть. "Отданные голоса" отличаются по значимости в зависимости от того, "кто" голосует. Google подсчитывает важность оцениваемой страницы, отталкиваясь от "голосов", отданных за нее и учитывает в процессе расчетов, насколько важен (значением PageRank) каждый из отданных "голосов". В результате получается числовое значение PageRank.

PageRank — это собственный способ Google для определения важности оцениваемой страницы. Это весьма важно, потому что PR является одним из самых важных факторов, определяющих порядок вывода результатов поиска.

Поисковая система Google учитывает далеко не все ссылки и жестко отфильтровывает ссылки, имеющиеся на известных "фермах ссылок" (специально созданных каталогах веб-ресурсов, искусственно созданных для увеличения важности тех или иных веб-сайтов). Использование некоторых ссылок даже приводит к наказанию страницы, на которую они ведут, со стороны Google. Вебмастера не могут контролировать какие сайты ссылаются на их сайты, но они должны четко понимать, какие ссылки они сами ставят на другие веб-ресурсы и отдавать в этом отчет. Поэтому, ссылки, проставленные внутри одного отдельно взятого сайта, не могут ему навредить, тогда как ссылки, ведущие вовне сайта, могут быть вредными, если они ведут на наказанные сайты из бан-листа. Будьте осторожны, когда ставите ссылки на внешние ресурсы, ведь так вы можете потерять не только часть PageRank, но и попасть в черный список поисковых систем. Если PR сайта равно 0 (при условии что он существует более нескольких месяцев и на него есть ссылающиеся в интернете страницы), то это обычно следует в результате наказания, и будет неразумно ставить ссылку на такой сайт!

Как рассчитывается PageRank?

При расчете PageRank страницы, учитываются все входящие (ведущие на нее) ссылки. Это ссылки, ведущие на нее изнутри сайта, и ссылки, ведущие на нее извне сайта:

PR(A) = (1-d) + d(PR(t1)/C(t1) + ... + PR(tn)/C(tn))


Вот по этому уравнению и рассчитывается ПэйджРанк. Именно эта формула для расчетов была опубликована, когда расчет ПэйджРанка только вводился в эксплуатацию. Вполне возможно, что к настоящему времени формула претерпела целый ряд модификаций, однако Гугл в открытой печати об этом не сообщал. Однако, это не суть важно, поскольку само исходное уравнение достаточно хорошо.

В этом уравнении "t1 - tn" — это страницы, ссылающиеся на страницу A, "C" — количество выходящих вовне ссылок, а "d" — демпфирующий фактор, которому обычно присваивается значение 0,85.

Можно записать его в более простом виде:

PageRank страницы A = 0,15 + 0,85 * ("доля" PR каждой страницы, которая ссылается на нашу страницу A)

, где "доля" есть ни что иное как PR ссылающихся на страницу A других страниц разделенный на количество выходящих со страницы ссылок.

Страница «голосует» частичкой своего ПэйджРанка за каждую страницу, на которую она ссылается. Доля ПэйджРанка, которая передается в процессе «голосования», немногим меньше собственного ПэйджРанка этой страницы (а именно — значение собственного ПэйджРанка * 0,85). Это значение равномерно делится между всеми страницами, на которые стоят ссылки с данной страницы.

Исходя из этого, мы можем заключить, что ссылка со страницы, имеющей PR 4 и 5 выходящих вовне ссылок, хуже, чем ссылка со страницы с PR 8 и 100 выходящими вовне ссылками. ПэйджРанк страницы, которая ссылается на вашу, важен. Однако количество ссылок на этой странице, которая ссылается на вас, также важно. Чем больше внешних ссылок находится на ссылающейся на вас странице, тем меньшее количество ПэйджРанка ваша страница получит от нее.

Если «шаг» между значениями ПэйджРанка PR 1, PR 2... PR 10 один и тот же, то приведенное выше заключение справедливо. Однако многие считают, что значения, лежащие между PR 1 и PR 10 изменяются по логарифмической шкале, и существуют веские причины, чтобы считать это правдой. Никто за пределами Гугла не знает наверняка, какое утверждение справедливо — первое или второе, — но очень велики шансы, что шкала именно логарифмическая, или схожая с последней. Коль скоро так, это означает, что, для того чтобы добраться до более высокого уровня ПэйджРанка, требуется значительно больше абсолютного значения, чем потребовалось странице, чтобы добраться до предыдущей градации. Тогда, предыдущее заключение приобретает прямо противоположный смысл: ссылка со страницы, имеющей PR 8 и множество выходящих вовне ссылок, хуже, чем ссылка со страницы, имеющей PR 4 и всего несколько выходящих вовне ссылок.

Вне зависимости от того, какой шкалой на самом деле пользуется Google, нам четко ясно: ссылка с внешнего сайта изменяет ПэйджРанк вашего сайта. Помните об этом во избежание получения ссылок с «ферм ссылок».

Следует отметить, что когда страница «голосует» своим значением ПэйджРанка за другие страницы, ее собственное значение ПэйджРанка не понижается на размер значения, которым она «голосует». Значение PageRank не отдается вовсе. Просто происходит процесс «голосования» в соответствии с весом ПэйджРанка того, кто голосует. Это как на собрании акционеров компании, когда каждый акционер голосует в соответствии с размером своего пакета акций; однако, при этом размер пакета акций не изменяется. Однако, страницы теряют часть своего значения ПэйджРанка непрямым путем, как мы увидим несколько позже.

При каждом расчете ПэйджРанка страницы ее существующий ПэйджРанк обнуляется, и расчеты производятся заново. Это делается потому, что за время, прошедшее с последнего вычисления, количество и качество ссылок, входящих извне на страницу, могло претерпеть изменения.
  • Hits: 8555